Государственная жилищная инспекция Ростовской области

Вопросы и ответы

К компетенции ГЖИ относится осуществление лицензионного контроля за соблюдением управляющих компаний лицензионных требований, в состав которых входит, в том числе, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, в частности, обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту общедомового имущества, предоставлению коммунальных услуг.
Кроме того, Госжилинспекция области осуществляет государственный жилищный надзор, под которым понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований:
• к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию,
• к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах,
• к формированию фондов капитального ремонта,
• к созданию и деятельности ТСЖ по содержанию общего имущества МКД и предоставлению коммунальных услуг,
• к деятельности региональных операторов;
• требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов,
• требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования,
• а также деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

В донском регионе реализован проект «Электронная приемная граждан Ростовской области» — единая точка доступа для граждан или организаций, позволяющая наладить диалог с любым органом исполнительной власти и муниципальным образованием Ростовской области, что способствует увеличению открытости и прозрачности рассмотрения обращений заявителей.

Обращение может быть доставлено непосредственно гражданином либо его представителем, направлено по почте по адресу Госжилинспекции Ростовской области: 344022, пр.Театральный,85

Также гражданин вправе лично передать письменное обращение в Госжилинспекцию области через «почтовый ящик сбора обращений граждан», размещенный на 2 этаже здания в холле Госжилинспекции области по адресу: 344022, г. Ростов-на-Дону, пр. Театральный, д. 85. Выемка из «почтового ящика сбора обращений» производится ежедневно в 12:00 и 15:00.
Обращения в Госжилинспекцию области в форме электронного сообщения направляются путем заполнения формы, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), либо путем направления на адрес https://letters.donland.ru/.

Письменное обращение (жалоба) должно содержать:
• наименование государственного органа, в который направляется письменное обращение (жалоба), либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
• фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя либо наименование юридического лица, которым подается обращение (жалоба);
• почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения (жалобы);
• суть обращения (жалобы);
• дату обращения (жалобы), личная подпись.

В случае необходимости к письменному обращению могут прилагаться документы и материалы (либо их копии), подтверждающие доводы заявителя.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в Госжилинспекцию или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Госжилинспекцию Ростовской области, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В обращении, поступившем в Госжилинспекцию области в форме электронного документа, указывается:
• наименование Госжилинспекции области, либо фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
• фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) заявителя;
• адрес электронной почты заявителя, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, или его почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме;
• суть предложения, заявления, жалобы.
Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Ответ на обращение (жалобу) подготавливается и направляется заявителю в течение 30 дней со дня регистрации обращения (жалобы). В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения (жалобы), по решению руководителя Госжилинспекции либо уполномоченного на то лица срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлен, но не более чем на 30 дней с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.
Внимание! В случае, если текст письменного обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на обращение (жалобу) не дается, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Прием документов и обращений (жалоб):
понедельник – четверг – 9.00 – 18.00;
пятница – 9.00 – 16.45;
предпраздничные дни – 9.00 – 17.00;
суббота и воскресенье – выходные дни;
перерыв – 13.00 – 13.45.

Телефон для справок отдела делопроизводства и контрольно-аналитической работы: (863) 210-22-50, 210-22-51.

Можно. Для этого гражданин направляет в Госжилинспекцию области любым удобным для него способом заявление об ознакомлении с материалами дела. Заявление регистрируется в срок не позднее 3-х дней. Дату ознакомления заявителя с материалами дела назначает специалист, определенный резолюцией начальника Инспекции или его заместителя, по согласованию с заявителем. 

Ознакомление гражданина с материалами дела по его обращению проводится сотрудником контрольно-аналитического отдела в Госжилинспекции области в кабинете № 203. При возникновении у гражданина, знакомящегося с материалами дела, вопросов по материалам, документам, принятым решениям по его обращению, он вправе записаться на личный прием к должностным лицам Госжилинспекции области.
При ознакомлении гражданина с материалами дела по рассмотрению его обращения, он вправе снимать копии документов с помощью собственных технических средств, делать выписки, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и, если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Одним из условий применения повышающих коэффициентов является обязанность собственников помещений в многоквартирном доме установить индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета. Исполнители коммунальных услуг вправе в расчете с потребителями коммунальных услуг или теплоснабжающая организация в расчетах с исполнителем коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Тем самым устанавливается правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах предоставления коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), при отсутствии в жилом помещении и (или) в многоквартирном доме приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым прибором учета) и отсутствии у исполнителя коммунальных услуг или теплоснабжающей организации (для расчетов за тепловую энергию с исполнителем в многоквартирном доме) акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета.
Не применяются повышающие коэффициенты исполнителем коммунальных услуг и теплоснабжающей организацией, если многоквартирный дом отнесен к категории ветхого, аварийного, подлежащего сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета тепловой энергии). То есть если многоквартирный дом относится к категории домов, на которых требование об их оснащении приборами учета не распространяется (Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты от 23.11.2009 №261-ФЗ).

Управляющая организация вправе приступить к управлению многоквартирным домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ, но не ранее даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ.
Следовательно, для того, чтобы новая управляющая организация, выбранная общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), смогла начать осуществлять деятельность по управлению МКД (в том числе осуществлять расчеты с собственниками помещений и иными пользователями помещений в МКД за предоставленные услуги и оказанные работы) недостаточно принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о расторжении договора управления с действующей управляющей организацией и решения о выборе новой управляющей организации и утверждении условий нового договора управления.
Необходимо осуществить процедуру реализации принятых решений, в том числе:
1. путем подписания договора управления многоквартирным домом собственниками помещений, обладающих более чем 50 процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме;
2. размещения информации на официальном сайте для раскрытия информации;
3. и внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта РФ.
Только после этого управляющая организация может приступить к управлению многоквартирным домом с даты, определенной условиями договора управления.

Только в судебном порядке. Орган государственного жилищного надзора может обратиться в суд с требованием об аннулировании лицензии у управляющей компании в случае, если общая площадь помещений, исключенных из реестра многоквартирных домов (МКД), достигнет 15 и более процентов от общей площади помещений в домах, которыми компания управляла в течение календарного года.
При этом сведения о МКД исключаются из реестра лицензий субъекта РФ, и управляющая организация перестает им управлять, в случае, если в течение календарного года управляющей компании или ее должностному лицу судом 2 и более раза будет назначено административное наказание за неисполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома.

Во-первых, это требование о реорганизации ТСЖ до 01.07.2016, в случае его несоответствия требованиям п.1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ.
21.07.2014 был принят Федеральный закон № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступивший в силу 01.09.2014, который установил данное требование.
П.1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ предусматривает условия для создания многодомных ТСЖ, в частности, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
Во-вторых, с 01.07.2016 вступает в силу постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 480, которым установлены требования, в соответствии с которыми определяется перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах.
В перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, принявшими решение о создании ТСЖ, может включаться общее имущество, в отношении которого принято общим собранием решение о пользовании общим имуществом иными лицами, а именно:
• земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
• иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Да, изменения в Уставы ТСЖ должны вноситься в связи с изменением норм жилищного законодательства, касающихся деятельности ТСЖ, если самим законом не предусмотрен иной срок внесения изменений.
В частности, 31.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 31.01.2016 № 7-ФЗ, внесший дополнения в ст. 135 ЖК РФ, устав ТСЖ должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников жилья", месте нахождения, предмете и целях его деятельности, порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья, составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.".
Изменения в учредительные документы, к которым относится Устав ТСЖ, регистрируются в налоговых органах в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Такой срок установлен постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
Разделом V предусмотрен Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом.
Согласно этому Порядку в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в Госжилинспекцию области, орган муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая указанное уведомление, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Документы передаются по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ч. 10 ст. 162 ЖК РФ, т.е. не позднее, чем за 30 дней до прекращения договора управления.
За нарушение установленных порядка и сроков передачи тех. документации, связанной с управлением МКД, установлена административная ответственность (ст. 7.23.2 КоАП РФ), предусматривающая адм. штрафы для виновных граждан, должностных и юридически лиц, а при повторности совершения правонарушения – и дисквалификацию для должностных лиц.

В ст. 143.1 ЖК РФ закреплены права членов и не членов ТСЖ. Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:
1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;
2) реестр членов товарищества;
3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);
4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;
9) иные предусмотренные ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
Отказ в предоставлении документов для ознакомления может быть обжалован в судебном порядке.
Учитывая, что некоторые из вышеуказанных документов содержат персональные данные физических лиц, то снятие копий с них для предоставления третьим лицам не допускается без согласия этих физических лиц в силу Федерального закона от 27.06.2006 «О защите персональных данных».
Органы власти, являющиеся контрольными или надзорными органами, а также суд наделены правом на истребование всех необходимых документов для осуществления своих полномочий.

При капитальном ремонте проводится комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или их замена. За счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт (в 2016 году – 6,40 руб), может осуществляться финансирование только следующих работ (часть 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ):
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Для поддержания технического состояния дома отдельные работы можно выполнить, не дожидаясь сроков капитального ремонта. Таким образом, если требуется замена бойлера раньше сроков капитального ремонта, то это происходит за счет средств, собранных на содержание дома, либо, если этих денежных средств не хватает, собственники должны на общем собрании принять решение о сборе недостающей суммы, на основании сметы расходов на замену бойлера.

Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области осуществляется в рамках реализации «Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы» (далее - Региональная программа), утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 № 803.
Перечень работ, плановый период проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, в соответствии с частью 4 статьи 8 Областного закона от 11.06.2013 №1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области», включаются в Региональную программу на основании данных, собранных в ходе мониторинга технического состояния многоквартирных домов в Ростовской области отдельно по каждому муниципальному образованию и в отношении каждого многоквартирного дома с учетом технического состояния каждого конструктивного элемента и инженерной системы.
При этом Региональной программой установлены предельные сроки проведения капитального ремонта.

Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вместе с договором на выполнение работ по капитальному ремонту и актом приема выполненных работ предоставляется владельцем специального счета в банк, где он открыт (ст. 177 Жилищного кодекса РФ). Если по договору предусмотрен авансовый платеж (не более 30% от суммы договора), то акт выполненных работ не предоставляется. При этом копия протокола также направляется в Госжилинспекцию области.
Обращаем внимание, что в Госжилинспекцию Ростовской области необходимо направлять копии всех решений собственников и протокола, даже если вопросы не связаны с проведением капитального ремонта.

Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Таким образом, потребитель должен оплачивать только работы по монтажу, т.е. установке индивидуальных приборов учета.

Обязанность по обеспечению поверок индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета лежит на собственнике соответствующего помещения.
При установке нового прибора учёта или после поверки старого прибора учёта, такой прибор должен быть введён в эксплуатацию исполнителем соответствующей коммунальной услуги (управляющая или ресурсоснабжающая организация). Для этого, потребитель обязан направить исполнителю заявку, в которой указывается:
- сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
- предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
- тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
- сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
- показания прибора учета на момент его установки;
- дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
При пропуске срока очередной поверки, показания такого прибора учёта не могут использоваться при расчёте платы. В таком случае расчёт производится в течении первых трех месяцев исходя из среднемесячного объема потребления, а далее – по нормативу потребления.
Следует учитывать, что перерасчёт платы исходя из показаний прибора учёта в случае вывода его из эксплуатации по причине пропуска срока поверки, не предусмотрен, даже если впоследствии он будет поверен и повторно введён в эксплуатацию.

Проверить правильность расчётов потребитель может самостоятельно, расчётные формулы приведены в приложении №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
В случае, если потребитель считает, что начисление платы за коммунальную услугу, расчёт задолженности, пени, осуществлены необоснованно, ему следует обратиться к исполнителю соответствующей коммунальной услуги. Согласно п.п. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
В случае уклонения исполнителя от данной обязанности, потребитель вправе обратиться для защиты своих нарушенных прав в Госжилинспекцию области путём подачи письменного обращения с приложением копий платёжных документов за спорные расчётные периоды.

При обнаружении факта нарушения качества или отсутствия коммунальных услуг потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя, то есть управляющей организации (ТСЖ, ЖСК) или ресурсоснабжающей организации. Сообщить об этом можно в письменной форме или устно (в том числе по телефону). Сообщение подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение (фамилию, имя и отчество), номер и время регистрации сообщения.
В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом, время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. По окончании проверки составляется акт проверки.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
Вместе с тем, потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя в следующих случаях:
- непроведения исполнителем проверки в установленный срок,
- невозможности уведомить исполнителя о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы.
В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме. Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.
При уклонении потребителя от согласования времени проведения проверки исполнителем, а равно при уклонении потребителя от подписания акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель составляет такой акт, который подписывается исполнителем и не менее 2 незаинтересованными лицами. Указанный акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю).
Вышеуказанные акты будут являться основанием для проведения перерасчёта платы.
Вышеописанный порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность предусмотрен разделом Х Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

С 5 января 2016 вступил в силу совместный приказ Минсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.09.15 № 368/691пр, которым утвержден состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в ГИС ЖКХ.
С 5 января 2016 года необходимо указывать следующие сведения:
- адрес многоквартирного дома;
- номер и дата договора управления многоквартирным домом;
- дата начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом;
- дата окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом;
- дата расторжения договора управления многоквартирным домом;
- основание заключения (расторжения) договора управления многоквартирным домом.
В системе также подлежат размещению:
- электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (в том числе в случае признания конкурса несостоявшимся) или решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, сформированный с использованием системы, в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;
- электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом;
- электронный образ документа об изменении, прекращении и расторжении договора управления многоквартирным домом либо соответствующий документ, подписанный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещаются электронные образы решений (протоколов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которыми собственники помещений в многоквартирном доме утвердили изменения условий договора управления многоквартирным домом, приняли решение о прекращении действия или расторжении такого договора.

В состав общего имущества многоквартирного дома включены:
- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и нежилого помещения в этом многоквартирном доме (в т.ч. лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование);
- крыши;
- ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (в т.ч. фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
- ненесущие конструкции многоквартирного дома (в т.ч. окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
- механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и нежилого помещения (квартиры);
- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы, которого, определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
- иные объекты, расположенные в границах земельного участка, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;
- внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, система водоотведения, система отопления, электроснабжения.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

В соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в жилых помещениях многоквартирных домов температура воздуха должна быть не ниже +18?С, а в угловых комнатах – не ниже +20?С. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°C, допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3°C. Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат - в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям действующих стандартов (ГОСТ).